Общество Судебных Управляющих Узбекистана :: O'zbekiston Sud Boshqaruvchilar Jamiyati
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ | СУДЕБНЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ | БАНКРОТСТВО | ОБУЧЕНИЕ | ПУБЛИКАЦИИ | FAQ | СТРАХОВАНИЕ
  Как нас найти
тел:(99871)134-99-14
134-99-15
факс:133-84-55
email:obj@glb.net
  Поиск


на uzinsolve.narod.ru
на Народ.Ру
на Яндексе
  Сcылки





Rambler's Top100

Судебный управляющий – ключевая фигура

Признание хозяйствующего субъекта банкротом - это болезненный и конфликтный процесс. Столкновения различных интересов начинаются с момента подачи в хозяйственный суд заявления о признании хозяйствующего субъекта банкротом и получают свое дальнейшее развитие на стадии назначения судебного управляющего, поскольку каждая группа кредиторов желает видеть в этом кресле именно своего кандидата.
Введенный в действие со дня опубликования 10 июня 2004 года Закон «О банкротстве» в новой редакции имеет существенные отличия от законов, принятых в 1994 — 1998 годах, и является ключом в определении статуса судебного управляющего, который в старых законах именовался доверенным лицом.

В настоящее время Государственным комитетом по делам об экономической несостоятельности предприятий при Министерстве экономики разрабатываются проекты положения о судебных управляющих, определяющих порядок осуществления ими полномочий при проведении процедур банкротства, и аттестации физических лиц на получение аттестата для осуществления деятельности судебного управляющего, а также порядок выдачи, приостановления действия и лишения (аннулирования) данного аттестата.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 постановления КМ «О мерах повышения эффективности проводимой реструктуризации и финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий» от 18 апреля 2003 года № 188 комитету разрешено по решению правительственной комиссии по вопросам банкротства и санации предприятий использовать средства фонда санации на обучение лиц, управляющих предприятиями, находящимися в режиме санации, внешнего управления или ликвидационного производства, а также специалистов, состоящих в резерве на эти должности.
В целях реализации вышеуказанного постановления комитетом совместно с Центром развития рыночных навыков организованы курсы по обучению судебных управляющих, к преподаванию на которых широко привлекаются специалисты в области банкротства, в том числе и работники хозяйственных судов, в частности, судьи и старшие консультанты хозяйственного суда г.Ташкента.
Порядок и требования к назначению судебных управляющих определены статьей 18 упомянутого Закона, в соответствии с которой судебными управляющими могут быть назначены - лица, имеющие высшее образование, стаж работы не менее двух лет, а также прошедшие аттестацию в государственном органе по делам о банкротстве.
В соответствии со статьей 20 Закона судебные управляющие могут образовывать профессиональные объединения, которые представляют собой негосударственные некоммерческие организации. Эти объединения призваны содействовать развитию и поддержанию профессионального уровня судебных управляющих, защите их интересов, а также осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством. Например, в настоящее время рассматриваются предложения о передаче некоторых функций комитета (выдача аттестатов судебным управляющим, контроль за их назначением и деятельностью и т.д.) ассоциации судебных управляющих.
Общим термином «судебный управляющий» в соответствии со статьей 3 Закона обозначаются четыре вида специалистов: временный управляющий, санирующий управляющий, внешний управляющий, ликвидационный управляющий, действующие на разных стадиях процедуры банкротства.
Права и обязанности судебного управляющего установлены статьей 19 Закона. В частности, у судебного управляющего есть право получать вознаграждение за свою работу. Размер и порядок выплаты вознаграждения определяется собранием кредиторов и утверждается хозяйственным судом (статья 22 Закона).
Судебный управляющий, как правило, действует в составе команды, состоящей, например, из экономиста, юриста и бухгалтера. Иногда проведение финансового анализа требует квалификации, которой никто из указанных лиц может не обладать. В этом случае судебный управляющий в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона имеет право привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их услуг за счет средств должника, если иное не предусмотрено соглашением с кредиторами.
Поскольку любую из процедур банкротства, в том числе и в части работы с кредиторами, должен предварять очень серьезный экономико-правовой анализ «истории болезни» предприятия-должника, а практические рекомендации по проведению этого анализа значительно превышают объем газетной публикации, остановимся на работе судебного управляющего при проведении процедур банкротства.
Временный управляющий появляется на стадии наблюдения (эта процедура вводится с момента принятия хозяйственным судом заявления о признании должника банкротом). Он назначается хозяйственным судом из числа предложенных кредиторами кандидатур, а при отсутствии таковых - из числа кандидатур, предложенных Комитетом по делам об экономической несостоятельности предприятий или его территориальным управлением.
На практике временным управляющим обычно назначается лицо, предложенное тем из кредиторов, кто первым успел подать в суд заявление о признании должника банкротом. Так, например, если кредитором является налоговый орган, то временным управляющим назначается работник этого органа.
Задача временного управляющего в период наблюдения - разобраться с финансовым состоянием должника и определить, имеется ли возможность восстановить его платежеспособность. Он вправе предъявлять в хозяйственный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных законом. В первом случае речь идет о сделках, совершенных с нарушением 2 параграфа главы 9 ГК. Однако Гражданский кодекс, имеющий приоритет перед Законом «О банкротстве», не включает хозяйственных управляющих в число лиц, полномочных предъявлять требование о признании сделки недействительной, и не содержит отсылки к закону. Это положение на практике нередко нарушается.
Еще одно существенное право - обращаться в хозяйственный суд с ходатайствами о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные частью второй статьи 64 данного Закона, и об отстранении руководителя должника от должности. Последнее полномочие может быть реализовано в случае, если руководитель должника чинит препятствия временному управляющему при исполнении им обязанностей или допускает иные нарушения требований законодательства, например, если временному управляющему чинят препятствия в осуществлении права, предусмотренного статьей 66 Закона, получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника, в том числе и конфиденциальную. Нередко руководитель должника пытается доказать, что требуемая информация составляет коммерческую тайну. Но поскольку ее понятие законодательно не закреплено, хозяйственные суды обычно становятся на сторону временного управляющего.
Основная обязанность временного управляющего - провести анализ финансового состояния должника в целях определения стоимости имущества и сопоставления его с суммой издержек, выявить перспективы оздоровления, а также установить кредиторов должника, определить размер требований и уведомить их о возбуждении дела о банкротстве. Он принимает меры по обеспечению сохранности имущества, в частности, направляет в органы юстиции, занимающиеся регистрацией сделок с недвижимостью, копию постановления о своем назначении и предлагает приостановить регистрацию сделок с недвижимостью предприятия-должника, если таковая ведется. Наконец, созывает первое собрание кредиторов, на котором выступает с отчетом о результатах финансового анализа и рекомендует принять одно из двух решений: ввести внешнее управление, если платежеспособность должника можно восстановить, либо признать должника банкротом и открыть ликвидационное производство.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на временного управляющего, как и всех иных управляющих, в соответствии со статьей 21 Закона, в результате чего должник или кредиторы понесли убытки, может служить основанием для освобождения его от исполнения своих обязанностей. Должник и кредиторы вправе обжаловать такие действия в хозяйственном суде и одновременно потребовать от судебного управляющего возмещения причиненных им убытков. Судебный управляющий, в свою очередь, на основании части четвертой статьи 18 Закона должен застраховать свою ответственность на случай причинения вреда лицам, участвующим в деле о банкротстве, в течение десяти дней со дня его назначения хозяйственным судом. Однако необходимо отметить, что указанные требования не распространяются на судебных управляющих, осуществляющих упрощенную процедуру банкротства, а положение части четвертой статьи 18 Закона вводится с 1 января 2005 года. Это связано с тем, что в настоящее время пока не сформировался достаточный контингент судебных управляющих, а также не приняты положения, определяющие порядок осуществления ими своей деятельности.
Кроме того, временный управляющий в соответствии со статьей 65 Закона также вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением об освобождении его от исполнения своих обязанностей. В случае удовлетворения его ходатайства хозяйственный суд назначает нового временного управляющего из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а в случае отсутствия таковых - из числа кандидатур, предложенных государственным органом по делам о банкротстве. При этом временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до назначения своего преемника.
Кандидатура санирующего управляющего представляется хозяйственному суду собранием кредиторов либо лицами, предоставившими обеспечение исполнения обязательств, и он действует с момента введения и до окончания судебной санации или ее досрочного прекращения (статья 80 Закона).
Права и обязанности санирующего управляющего закреплены статьями 81 - 82 Закона. В частности, судебный управляющий вправе требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника, своевременного и полного перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов, принимать участие в инвентаризации имущества должника, осуществлять контроль за исполнением должником текущих требований кредиторов, обращаться в хозяйственный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от исполнения обязанностей, а также о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о передаче имущества на хранение третьим лицам и отмене таких мер.
Санирующий управляющий обязан вести реестр требований кредиторов, созывать собрание кредиторов, рассматривать отчеты должника о ходе выполнения плана судебной санации и графика погашения задолженности, представлять собранию кредиторов соответствующие заключения по ним и информацию о ходе реализации плана судебной санации.
Помимо этого, санирующий управляющий согласно статье 89 Закона обязан предоставить в хозяйственный суд отчет об итогах исполнения должником обязательств перед лицами, предоставившими обеспечение. Хозяйственный суд либо утверждает отчет санирующего управляющего и выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если выявлено отсутствие непогашенной задолженности, либо отказывает в его утверждении, если выявлено наличие непогашенной задолженности, и выносит определение о введении внешнего управления либо принимает решение о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства.
На стадии внешнего управления руководитель должника отстраняется от должности и в дело вступает внешний управляющий, который осуществляет полномочия руководителя, предусмотренные статьей 97 Закона «О банкротстве». Его кандидатуру в соответствии со статьей 94 Закона одобряет собрание кредиторов, принявшее решение большинством голосов об обращении в хозяйственный суд с ходатайством о введении внешнего управления. Кандидатура внешнего управляющего может быть предложена собранию кредиторов любым из кредиторов либо государственным органом по делам о банкротстве. Чаще всего внешним управляющим назначается временный управляющий или рекомендованное им лицо.
Согласно статье 95 Закона внешний управляющий назначается хозяйственным судом одновременно с введением внешнего управления, о чем выносится определение. При отсутствии возможности назначить внешнего управляющего одновременно с введением внешнего управления хозяйственный суд назначает временного управляющего в месячный срок с момента введения внешнего управления.
Поскольку судебный управляющий тесно связан с хозяйственным судом, последний в спорах чаще всего становится на его сторону. Так, если временный управляющий приносит один вариант протокола первого собрания кредиторов, а кредитор - другой, где в числе прочего указана и иная кандидатура на роль внешнего или ликвидационного управляющего, то, поскольку законом не установлено, кто должен вести протокол данного собрания, суд обычно принимает к сведению протокол, представленный временным управляющим.
Не позднее одного месяца с момента назначения такой управляющий разрабатывает план внешнего управления, предусматривающий восстановление платежеспособности к определенному сроку, затем этот документ рассматривается и утверждается собранием кредиторов, если за него проголосовало более половины числа кредиторов, присутствующих на собрании (статьи 106, 107 Закона).
Внешнее управление - это, как правило, оттяжка ликвидационного производства. На этой стадии часто появляется покупатель, желающий приобрести предприятие.
Функции внешнего управляющего заключаются в восстановлении платежеспособности должника путем различных операций, главным образом за счет продажи неосновного имущества: объектов социальной сферы, отдаленных от основного имущественного комплекса строительных баз, либо за счет сдачи в аренду наиболее пригодных площадей. При этом управляющий вправе самостоятельно распоряжаться имуществом должника, совершая сделки, предусмотренные планом внешнего управления, с установленными законом ограничениями. Они касаются заключения крупных сделок, а также сделок, в которых имеется заинтересованность, - их допустимо заключать только с согласия собрания кредиторов.
Внешний управляющий имеет право на заключение мирового соглашения, а также на отказ от исполнения влекущих убытки для должника договоров, если они заключены на срок более одного года либо рассчитаны на получение положительных результатов для должника лишь в долгосрочной перспективе. Основной же его обязанностью является проведение инвентаризации имущества - как принадлежащего должнику, так и не принадлежащего, вне зависимости от учета в бухгалтерских документах (поскольку нередко оказывается, что зафиксированный в документах объект давно разрушен и заменен другим). Внешний управляющий ведет бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность (обычно этим занимаются его заместители - специалисты), рассматривает требования кредиторов и ведет их реестр, принимает меры по взысканию задолженности, заявляет возражения против предъявленных должнику требований кредиторов, осуществляет некоторые иные полномочия.
По итогам реализации плана внешнего управления внешним управляющим представляется отчет на рассмотрение собрания кредиторов и, если платежеспособность должника восстановлена, проводится расчет с кредиторами в соответствии с реестром (статьи 116 - 122 Закона).
Внешний управляющий согласно статье 123 Закона действует до избрания (назначения) нового руководителя предприятия в случае заключения мирового соглашения или погашения требований кредиторов либо до назначения ликвидационного управляющего в случае открытия ликвидационного производства. Это означает отстранение руководителей должника от исполняемых ими функций (если ранее такого отстранения не было) и назначение ликвидационного управляющего в том же порядке, что и внешнего управляющего.
Внешний управляющий обязан передать дела ликвидационному управляющему не позднее трех рабочих дней с даты назначения ликвидационного управляющего.
Права и обязанности ликвидационного управляющего перечислены в статье 128 Закона. Остановимся подробнее на некоторых из них.
Ликвидационный управляющий принимает в ведение имущество должника, производит инвентаризацию и оценку имущества должника и принимает меры по обеспечению его сохранности, поиску, выявлению и возврату той его части, что находится у третьих лиц, проводит расчеты с кредиторами, а также осуществляет иные полномочия. Данное положение означает, что первоочередной задачей ликвидационного управляющего является проведение инвентаризации имущества должника.
Как видим, функции связаны в основном с распоряжением имуществом должника (находящимся как у него самого, так и у третьих лиц), и ограничены они лишь частью второй статьи 135 Закона, в которой говорится, что порядок и сроки продажи имущества должны быть одобрены собранием или комитетом кредиторов. Исходя из этого управляющий часто стремится подстраховаться и утвердить на собрании операции с имуществом должника до их совершения. Однако ликвидационный управляющий должен помнить, что в случае возникновения каких-либо проблем, связанных с принятием опрометчивого решения, отвечать придется персонально ему.
Если бывшее руководство предприятия-должника не передает судебному управляющему документацию, имущество, печати и штампы, несмотря на письменное уведомление о том, он должен незамедлительно обратиться в хозяйственный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа для принудительного исполнения решения хозяйственного суда о признании предприятия банкротом. Исполнительный лист передается судебному исполнителю по месту нахождения предприятия-должника.
На практике бывают случаи, когда местонахождение руководства предприятия-должника установить не удается, документации никакой нет, а предприятие-банкрот существует только в виде названия и номера в государственном реестре. Здесь следует обратиться к статьям 188 и 189 указанного Закона.
В случае банкротства отсутствующего должника ликвидационный управляющий письменно уведомляет о его банкротстве всех известных ему кредиторов, которые в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявить свои требования ликвидационному управляющему.
Если же ликвидационный управляющий обнаруживает имущество отсутствующего должника, что маловероятно, он обращается в хозяйственный суд с соответствующим ходатайством, после чего суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства (пункт 5 статьи 177 Закона).
В соответствии со статьей 132 Закона ликвидационный управляющий обязан в ходе ликвидационного производства использовать единый сумовый и единый валютный счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника).
Другие счета должника в банках и иных кредитных организациях, известные на момент открытия ликвидационного производства, а также обнаруженные в его ходе, подлежат закрытию ликвидационным управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника, с которого осуществляются выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном статьями 133,134 и 169 Закона, и оплачиваются другие расходы.
Оценка имущества должника осуществляется ликвидационным управляющим по правилам, изложенным в статье 131 Закона. Реализация имущества должника осуществляется в порядке, определенном статьей 135 Закона.
Организация и порядок проведения торгов достаточно подробно расписаны в статьях 380 - 381 Гражданского кодекса, поэтому не стоит лишний раз комментировать указанные нормы. Следует лишь отметить, что ликвидационному управляющему будет полезно разработать положение о проведении торгов, где можно указать, напри- мер, что «имущество, на которое отсутствовал спрос при проведении торгов, реализуется с согласия комитета кредиторов в ином порядке, определенном действующим законодательством». Естественно,что все эти действия ликвидационного управляющего должны быть согласованы с комитетом кредиторов.

Назакат АББАСОВА, судья хозяйственного суда г. Ташкента.
Алишер МАКСУДОВ, старший консультант.

  Новости
[26.08.2004]
Количество убыточных предприятий из числа наблюдаемых органами статистики за январь-май т. г. сократилось против соответствующего периода прошлого года на 36%...
далее »

[25.08.2004]
В течении первого полугодия 2004 года реализовано 1132 государственных предприятия, объектов, пакетов акций и долей...
далее »

[20.08.2004]
С применением механизма пошагового снижения стартовой цены реализованы пакеты акций 232 АО на общую сумму 4,2 млрд. сумов...
далее »

[16.08.2004]
По нулевой выкупной стоимости из выставленных в первом полугодии 75 предприятий, объектов и пакетов акций реализовано 73...
далее »

архив новостей » 

Нормативно-правовые акты · Судебные управляющие · Банкротство · Обучение · Публикации · FAQ
На домашнюю страницу · Как нас найти
CopyRight © 2004 Designed by Mantikora. All rights reserved
Hosted by uCoz